12 января 2025 года
12.01.2025г.
Поздравляем всех прихожан со Святками - праздничными днями между Рождеством и Крещением Господним!
Мира, добра и Душевной радости желаем всем!
Добрый вечер, щедрый вечер
Добрым людям на весь вечер!
Ангел с неба к нам спустился
И сказал: «Христос родился».
Мы пришли его прославить
И вас с праздником поздравить!
Со Святками!
07 января 2025 года
07.01.2025г.
Дорогие братья и сёстры!
Поздравляем вас с Великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Желаем всем мира, добра, благополучия, помощи Божией во всяком добром деле!
Рождество Христово дарит
Сердцу радость и покой
И надежду, что сияет
Нам Рождественской звездой.
В этот праздник пожелаем
Счастья всем, любви, добра.
Принесёт нам мир и радость
Пусть рождение Христа!
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, —
Вот пропели петухи —
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, —
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
Афанасий Фет
01 января 2025 года
01.01.2025г.
В предновогодней суете
Вы не забудьте о Христе!
О Том, Кто хлеб и соль даёт,
Оберегал вас круглый год!
Кто мир, покой вам подарил,
Работу, деньги, кучу сил...
В предновогодней суете
На миг забудьте о себе.
Сложив в сторонку все дела,
Благодарите же Христа!
За то, что прожит ещё год,
За то, что Новый настаёт!
За то, что живы, на ногах,
За то, что свет ещё в глазах!
За счастье быть Его детьми,
За дар Спасенья и Любви!
В предновогодней суете
Вы не забудьте о Христе!
Встречайте с Ним грядущий год,
И пусть вас дальше Бог ведёт!
19 декабря 2024 года
19 декабря в нашем Николо-Дворянском храме престольный праздник – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца!
Сегодня мы расскажем о церкви Святого Николая в Мирах (г.Демре, Турция).
18.12.2024г.
Церковь святителя Николая чудотворца в Мирах Ликийских была построена в IV веке, сразу после его смерти. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.
В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.
Николай был ликийцем. Древняя Ликия находилась на юго-востоке Малой Азии, на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла.
Николай родился в богатой ликийской семье около 270 года нашей эры. В 16 лет он начал заниматься проповедничеством. Христианство в то время преследовалось римским магистратом, так что будущий епископ был схвачен и брошен в тюрьму. Но в 313 году император Константин издал эдикт о признании христианства, Николай был освобожден и вернулся домой. Его родители умерли, он вступил в наследство и раздал все свое богатство, а сам уехал в Миру и работал при храме, который еще не носил его имени.
В Мире решался вопрос об избрании нового епископа, и одному из священнослужителей приснился сон, где указывалось, что это место должен занять Николай, который каждое утро первым приходил в церковь. В этом храме он потом служил всю жизнь, в нем же по ликийским традициям был захоронен в саркофаге.
В XI веке итальянские купцы из города Бари решили выкрасть мощи святого у мусульман. Они разбили саркофаг, частично повредили мощи и вывезли их в Бари.
В России в 19 веке происходил сбор средств на восстановление храма с целью создания паломнического центра. Были куплены руины церкви и прилегающий участок земли. Но, по ряду обстоятельств, этого не случилось.
В настоящее время данный храм не является действующей церковью, в нём расположен музей.
В нашей стране, пожалуй, как нигде в мире почитают святого Николая.
Некоторые прихожане вспоминают в этот день свою паломническую поездку к почитаемому святому Николаю чудотворцу в Миры Ликийские (в настоящее время город Демре в Турции), где он служил всю свою жизнь.
Недалеко от церкви стоит скульптура Николая работы российского скульптора Григория Потоцкого, она появилась тут в 2000 году.
Один из башмаков Николая Чудотворца блестит вследствие сложившейся традиции — паломники считают необходимым подержаться за него и сфотографироваться на память.
Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам.
Копию скульптуры святого Николая можно увидеть у храма Казанской Божьей Матери в п.Солотча.
Стены храма были покрыты фресками, многие из которых сохранились до сих пор, так же, как и мозаичный пол.
В храме два алтаря: старый, действовавший до IV века, и новый, который младше на два века. Рядом со старым на стене — фреска с изображением Николая Чудотворца. Это его перволик, то есть первое оригинальное изображение. Его написал друг Николая сразу после его смерти, именно с него пишут все иконы Чудотворца.
Справа от нового алтаря в нефе находится саркофаг, в котором Николай Чудотворец был захоронен в 345 году. Саркофаг находится за защитным стеклом. Оно появилось относительно недавно. Паломники отламывали от саркофага камушки (кто на память, а кто на продажу), и никакого другого выхода его сохранить не было.
Верующим советуют прикладываться лбом к стеклу и к нему же прислонять кресты и иконы. Паломники перебрасывают за стекло записки с просьбами к святому Николаю.
В храме имеются пояснительные тексты на нескольких языках и обязательно на русском, т.к. большинство туристов-паломников приезжают из России.
Тропарь святому:
"Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Никалае, моли Христа Бога спастися душам нашим".
04 декабря 2024 года
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.
03.12.2024г.
И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне:
Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога...
Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения...
И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно Святая Святых – не вещественное Святая Святых храма, в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.
Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.
И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.
Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.
Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.
И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет – с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать – сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь – ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, – то Святое Святых – с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».
(Праздничное песнопение).
28 ноября 2024 года
С началом Рождественского поста
Искренне поздравляем Вас с началом Рождественского поста
(28 ноября – 6 января)!
Хотим пожелать чистой, искренней веры в Господа, большой надежды и чистой любви к Богу, к семье, ко всему миру. Пусть тело станет крепче, организм – здоровей, а душа –чище и радостней.
И помните, пожалуйста, что пост в первую оч5ередь состоит не в количестве съеденной пищи, не в слепом исполнении правил, не в желании быть лучше, чем сосед, который не постится, а в Духовном Преображении человека!
Божьей помощи во всех ваших добрых делах!
Храни Вас Господь!
Настоятель храма
протоиерей Георгий (Боровой)
28.11.2024г.
21 ноября 2024 года
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
19.11.2024г.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
По материалам журнала "Православие"
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение
воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.
Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси.
В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске.
Архангельский собор Рязанского Кремля
Храм в честь Архангела Михаила в с.Малинки Михайловского района Рязанской области
Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
Архистратиг Михаил почитаем современным российским воинством как Предводитель и Небесный покровитель.
Изображение Архангела Михаила в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации.
Надпись гласит: "Когда ты выйдешь на войну против врагов твоих, то не бойся их, ибо с тобой Господь".
Объявление!
Братья и сестры!
По благословению отца Георгия 13.10.2024 года (воскресенье) после литургии состоится воскресник по уборке территории храма , пересадке растений и уходу за комнатными цветами.
Приглашаем прихожан и всех желающих принять участие в подготовке к Престольному празднику – Покрову Пресвятой Богородицы!
09.10.2024 г.
13 октября 2024 г.
Успение Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии
В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения.
И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святом святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (Лк.1:27-38), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, – по прошествии трех дней, – Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы.
Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей кончине.
Прежде всего, Она сообщила о ней усыновленному Ей возлюбленному ученику Христову Иоанну и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая ему именно нести ее пред Своим одром;
Пречистая Владычица при исходе Своем из этой жизни желала видеть святых Апостолов, уже разошедшихся с евангельскою проповедью по вселенной. Она молила Господа и о том, чтобы, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в свои святые руки.
По материалам журнала «Азбука веры"
Чувствуя неизреченную радость при виде пресветлого лица Сына Своего и Господа, Матерь Божия, от любви к Нему преисполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа; при этом Она не ощутила никакой боли, но как бы уснула сладким сном: Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, приял и душу Ее от пречистого тела.
Настал пятнадцатый день августа месяца, и приблизился ожидаемый всеми благословенный час – это был третий час дня – отшествия Пресвятой Богородицы. В горнице возжено было множество светильников; святые Апостолы возносили славословие Богу; пренепорочная же Дева возлежала на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончине и ожидая пришествия к Себе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни:
– "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей" (Лк.1:46-47).
27.08.2024 г.
28 августа
По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо, пречистая и преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время.
Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова, находившемся на самом высоком месте Иерусалима, – на горе Сион с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей Матери, указывая на возлюбленного ученика: «Жено! се, сын твой», и ученику: «се матерь твоя» (Ин.19:26-27), Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери.
Богословское содержание
– Восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь;– сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей.
Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению Своему уже исполненная дней; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу.
Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители.
Успением (дословно "засыпанием") в христианской традиции называется смерть, потому и умершие у нас называются усопшими, то есть, заснувшими. Кто-то может спросить: почему вы, православные, сделали это праздником, ведь это день смерти Девы Марии? Для нас это праздник, потому что, согласно Преданию, Господь Иисус Христос воскресил Свою Мать вскоре после Ее блаженной кончины и взял Ее на небо. Так что через это событие Господь показывает нам, что Он уже начал выполнять Свое обещание воскресить всех нас, и начал со Своей Пречистой Матери.
Воскресив Ее, Он показал, как исполняется Его воля и желание победить смерть, стереть все ее горькие последствия в роде человеческом, и это то, что Он приготовил для всех нас.
Всех нас Он воскресит так же, как воскресил Богородицу. Потому и назвали наши христианские предки смерть сном («успением»), потому что как сон временен, и после него следует пробуждение, так и смерть не навсегда, но после нее мы оживем вновь.
Так что сегодняшний праздник – это не просто воспоминание о том, что было когда-то давно, но подтверждение благой вести о том, что ожидает каждого из нас. Но чтобы после воскресения мы жили с Господом, нам нужно научиться еще здесь, на земле, жить по Его святой воле, в чем да поможет нам Пресвятая Богородица своими молитвами.
священник Георгий Максимов
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Святой Петр пришел в Рим при императоре Нероне, где его проповеди привели к обращению в христианство двух жен императора. Это вызвало гнев Нерона, и святого было решено казнить. Легенда гласит, что Петр попросил распять его вниз головой, так как не считал себя достойным умереть так же как Христос.
История праздника
Жизнь Петра
Святой Петр, изначально именуемый Симоном, был братом апостола Андрея Первозванного и рыбаком, жил в Палестине. Мужчина был простым и неграмотным человеком, но строго соблюдал заповеди. Встреча с Иисусом Христом, к которому его привел брат, стала переломным моментом в его жизни. Иисус дал ему имя Петр, что означает «камень», и сделал его своим учеником. Петр стал свидетелем многих чудес и ключевых событий, описанных в Евангелии, и после смерти Христа посвятил свою жизнь проповедям.
Жизнь Павла
Савл, позже ставший апостолом Павлом, родился в семье почетных римских граждан. Он изучал Моисеев закон и активно противодействовал новому учению Христа, преследуя христиан. Однако путь к его обращению начался с чудесного события на пути в Дамаск, где он был ослеплен светом и услышал голос Господа. Это привело к его духовному прозрению и крещению.
По материалам журнала «Азбука веры" и URA.RU
День памяти апостолов Петра и Павла — это время, когда христианское сообщество по всему миру чтит память этих двух святых. Они сделали неоценимый вклад в распространение христианской веры и основание Церкви.
Павел стал одним из самых активных проповедников веры в Христа. За призыв к целомудренной жизни он был казнен в Риме путем обезглавливания, потому что как римскому гражданину ему не могли назначить бесчестную смерть через распятие.
11.07.2024 г.
12 июля
День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — это важный религиозный праздник, отмечаемый христианами в честь двух основоположников христианской церкви. Эти святые, несмотря на различия в жизненном пути и подходах к вере, считаются «учителями среди учителей».
12 июля - день памяти Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла является Престольным праздником правого придела нашего Николо-Дворянского храма.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
День Святой Троицы – Пятидесятница
23 июня 2024 года
Происхождение названия «Пятидесятница»
«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.
Что такое Пятидесятница
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4). После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
Когда празднуется Пятидесятница
Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.
Икона Пятидесятницы
На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.
Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота - избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.
Смысл дня Святой Троицы
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.
Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
По материалам православного журнала "Фома"
Троицкая родительская суббота
О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:
«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших. Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике. Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».
Почему храмы украшают березами?
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Стихи о Троице
Иван Бунин. Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
21.06.2024 г.
Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.
Бог един в трёх лицах - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух
22 мая праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.
Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник.
- 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний) или Никола Летний.
- 11 августа — его рождение (Никола Осенний).
- 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого (Никола Зимний).
Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.
Главный алтарь нашего Николо-Дворянского храма освящён в честь святителя Николая и 22 мая является престольным праздником.
Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.
Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа.
При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.
Первый Вселенский собор. Свт. Николай обличает Ария
По материалам православного журнала "Фома"
Святитель Николай Чудотворец дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.
Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.
Собор в турецком городе Демре (Миры Ликийские), где служил архиепискомом святитель Николай.
Саркофаг, в котором покоились мощи святителя Николая в Мирах Ликийских
Базилика в г. Бари где покоятся мощи святителя Николая
В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.
Главный алтарь собора в Демре (Миры Ликийские), где служил архиепискомом святитель Николай.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Частица мощей Николая Чудотворца есть и в нашем Николо-Дворянском храме (см. раздел "Святыни храма)
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси.
Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря — Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.
В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.
21.05.2024 г.
08.05.2024 г.
Патриаршее поздравление митрополиту Марку с днем тезоименитства
Ваше Высокопреосвященство!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Обращаю к Вам это жизнеутверждающее приветствие и сердечно поздравляю с тезоименитством – днем памяти святого апостола и евангелиста Марка.
Молитвами сего написателя богогласных словес и великого наставника Египта (стихира святому) Всещедрый Господь да ниспошлет Вам полноту душевных и телесных сил, мир и радость духовную, укрепляя в дальнейшем архипастырском служении и в ответственных трудах во главе Патриаршей наградной комиссии.
С любовью о Христе Воскресшем,
+ Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси
Ваше Высокопреосвященство!
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк!
Приход Николо-Дворянского храма присоединяется к поздравлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по случаю Вашего тезоименитства и желает Вам помощи Божией в окормлении паствы Рязанской епархии, мирного жития и многая и благая лета!
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Марку, митрополиту Рязанскому и Михайловскому, председателю Патриаршей наградной комиссии
08.05.2024 г.
06.05.2024 г.
Поздравления с праздником Воскресения Христова в Епархиальном управлении
Новости Рязанской епархии.
Праздник светлого Христова Воскресения наполнен соборными молитвами, ликованием, словами пасхальных приветствий и поздравлений. Именно такие слова звучали 5 мая в Епархиальном управлении – многие рязанцы пришли туда, чтобы поздравить митрополита Рязанского и Михайловского Марка с Пасхой Христовой.
Среди гостей были клирики Рязанской епархии, монашествующие, миряне, в том числе и учащиеся Рязанской православной гимназии святителя Василия Рязанского. Нарядные и радостные, ребята не просто поздравили архипастыря, но и исполнили прекрасные пасхальные песнопения и другие душевные музыкальные произведения, посвященные этому великому торжеству. Для этих юных рязанцев такое погружение в событие, являющееся основой жизни Церкви и каждого человека, является неотъемлемой частью восприятия мира, их веры – ведь в гимназии, где они обучаются, дается не только полноценное образование с глубокими и фундаментальными познаниями, но и закладываются нравственные основы жизни.
В свою очередь, владыка также тепло поздравил каждого из гостей с праздником праздников, пожелав неоскудевающей в сердце и укрепляющей пасхальной радости. Гимназистов архипастырь угостил вкусным мороженым.
В приходском доме кафедрального собора в этот же день состоялась пасхальная праздничная встреча митрополита Марка с преподавателями и студентами Рязанской православной духовной семинарии.
04.05.2024 г.
Дни Великого Поста заканчиваются Пасхой – «праздников праздником и торжеством торжеств»
Дорогие братья и сестры!
1) главный церковный Праздник Светлого Воскресения Христова (по слову св. Григория Богослова, Пасха – «праздников праздник и торжество торжеств», в котором христиане празднуют «само воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир»);
2) Господь Иисус Христос, как принесший Себя в Искупительную Жертву, победивший ад, поправший смерть;
3) ветхозаветный праздник, связанный с воспоминанием об Исходе Израиля из Египта.
Богословское содержание
Использована информация из православного журнала «Азбука веры» и «Краткого гомилетического материала о празднике Пасхе»
Пасха - Светлое Воскресение Христово! 05 мая
Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Он совершался в память Исхода богоизбранного народа из Египта. Ключевым моментом Исхода было заклание беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти. Оно было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей.
Праздник Пасхи – один из древнейших церковных праздников. Его празднование установлено самими апостолами. Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния.
Подобно неповинному агнцу, Иисус Христос был совершенным Человеком без греха и порока, ибо в Нем человеческое естество соединилось с Божественным. Лишенный всякого греха, Он добровольно отдал Себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти.
Обладая Святостью Бога, Он стал выше смерти: «Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть» (св. Исихий Иерусалимский). Снизойдя в ад, Он вышел из него, ибо в Нем не найдено никакой вины. «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих», – говорит пророк Исайя.
«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» – восклицает апостол Павел. «Воскрес Христос, и ад низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших», – говорит св. Иоанн Златоуст.
История главного церковного праздника
Пасха -
Пасхальные богослужения
Свой самый главный праздник православные христиане встречают на ночном богослужении. Оно начинается с особого чина, называемого Полунощницей.
В полночь начинается крестный ход. Две тысячи лет назад мироносицы - женщины с благовонным миром (особым масляным составом), которым они хотели помазать тело Спасителя, пошли к пещере, где Он был похоронен, но не нашли Его, потому что Он уже воскрес.
Когда Пасхальный период в Церкви завершается, торжество Пасхи остается с нами в воскресных богослужениях, называемых малой Пасхой.Первая неделя после Пасхи именуется Светлой седмицей. Ее богослужения подобны своим ликованием богослужению Пасхальной ночи.
День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
И каждый год с крестными ходами вокруг тысяч православных храмов вся Церковь словно идет ко гробу Спасителя, но не находит там тела, и вновь разносится великая весть – Христос воскрес! Скорбь о смерти Христа претворяется в радость вечной жизни, а Ветхий Завет сменяется Новым!
Пасху - праздник праздников и торжество торжеств - в Церкви особым образом отмечают в течение 40 дней. Столько Воскресший Господь пребывал со Своими учениками до Своего Вознесения на небо. В эти дни верующие во Христа приветствуют друг друга, исповедуя совершившееся чудо: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!"
После крестного хода следуют Пасхальная утреня и Литургия, в конце которой происходит вынос и освящение Артоса - пасхального хлеба.
Цитаты о Пасхе
«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
свт. Иоанн Златоуст
«Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы. Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова».
свт. Лука, архиепископ Крымский
25.04.2024 г.
Продолжаются дни Великого Поста.
Дорогие братья и сестры!
Суббота 6-й седмицы является одной из важнейших суббот церковного года и недвунадесятым Господским праздником
В Лазареву субботу Церковь вспоминает воскрешение Господом четверодневного (то есть умершего за четыре дня до этого) Лазаря – последнее великое чудо Иисуса Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью Страстей Христовых. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Спасителя над жизнью и смертью, как уверение учеников в Своём Воскресении и будущем воскрешении мёртвых. Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь.
Об освящении в Вербное воскресенье
Неделя 6-я Великого поста, цветоносная Вход Господень в Иерусалим (28 апреля)
По материалам православного журнала "Азбука веры"
Суббота 6-й седмицы – Воскрешение праведного Лазаря (27 апреля)
В 6-е воскресенье Великого поста отмечается двунадесятый Господский праздник Вход Господень в Иерусалим (также имеет названия «Неделя ваий», «Неделя цветная/цветоносная», «Неделя пальмовых ветвей», «Вербное воскресенье»), куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Это древнейший из праздников, совершаемых в воскресные дни Постной Триоди. При этом у него нет ни предпразднства, ни попразднства, так как он окружен днями поста Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, но зато имеются два тропаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя…» и «Спогребшеся Тебе крещением…».
Освящение начнётся в субботу, 27 апреля, во время Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Также освящение будет совершаться непосредственно в Неделю ваий, 28 апреля, во время ранней или поздней литургии. Отметим, что, если разобрать текст «Молитвы на освящение ваий», её смысл сводится к тому, что освящается не просто ваия, а сам человек вместе с ваией: «Нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в сей день, ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».
06.04.2024 г.
Продолжаются дни Великого Поста.
Дорогие братья и сестры!
Неделя 3-я Великого поста –
Крестопоклонная (7 апреля)
Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной, так как в этот день совершается поклонение Честному Кресту. Почему именно в этот день? В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин – Юстин I (518-527) или Юстин II (565-578) – имеется в виду). Так как до X века не праздновали события Месяцеслова в седмичные дни, но переносили их на субботние или воскресные дни, то и этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.
В 2024 году Неделя 3-я Крестопоклонная совпала с 7 апреля – днём, в который всегда празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы (последний раз такое совпадение имело место в 2013 году).
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)
Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.
«Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
"Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего." <…>
И сказала Мариам ангелу: "Как же будет это, если Я не знаю мужа?"
И ангел сказал Ей в ответ:" Дух Святой сойдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твое будет свято и наречется: Сын Божий."<…>
Тогда Мариам сказала: "Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал." И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
«Сегодня — начало нашего спасения...», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.
А. Красницкий
В день Святого Благовещения
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской -
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
А. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф. Туманский
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
По материалам православного журнала "Азбука веры"
31.03.2024 г.
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Марка с 60-летием и удостоил высокой награды
Дорогие братья и сестры!
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему МАРКУ,
Митрополиту Рязанскому и
Михайловскому,
Председателю Патриаршей
наградной комиссии
Ваше Высокопреосвященство!
Сердечно поздравляю Вас с 60-летием.
Посвятив себя служению Богу, Вы с ревностью о славе Христовой стремились неизменно проходить поприще многообразных послушаний. Господь судил Вам долгие годы совершать ответственное служение на Святой земле, трудиться в Отделе внешних церковных связей, заботиться об организации взаимодействия с зарубежными учреждениями Русской Православной Церкви. Ныне Вы несете волею Создателя возложенный на Вас крест архипастырства, имея попечение об устроении приходской жизни на Рязанской земле и всестороннем развитии епархиальной деятельности, дабы возрастала вера пасомых и умножалась любовь каждого друг ко другу (2 Фес. 1, 3).
Во внимание к Вашим многолетним усердным трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена благоверного великого князя Александра Невского (II степени).
Молитвенно желаю Вам крепкого здравия, душевного мира и неоскудевающей помощи Божией в дальнейшем архипастырском служении.
С любовью о Господе Иисусе,
+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Ваше Высокопреосвященство!
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк!
Приход Николо-Дворянского храма присоединяется к поздравлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по случаю Вашего 60-летия и желает Вам помощи Божией в окормлении паствы Рязанской епархии, мирного жития и многая и благая лета!
Каковы цели и плоды Святой Четыредесятницы?
Как подготовиться к посту и на что следует обратить особое внимание?
Как в этот период причащаться и как питаться?
Что делать, если нет никакой возможности прийти в храм, и как молиться дома?
В преддверии Великого поста – 25 советов от портала «Азбука веры».
1) Цель поста.
Пост – это аскетическая практика, ее цель – умножение любви, приближение к Богу за счет концентрации на духовной жизни. Одной из целей Великого поста является подготовка христианина к достойной встрече главного церковного Праздника – Пасхи. Почему Церковь утвердила так много постов? Это связано с тем, что правильно соблюдаемый пост является эффективным средством достижения главной цели христианского делания: уподобления Богу, единения с Богом, обожения. Заметим также, что чревоугодие – коренная страсть, она лежит в основе остальных семи главных страстей (блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости). Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги. Соблюдение же постов способствует, помимо прочего, профилактике или преодолению этой страсти. Что же нам мешает в обычной жизни, когда нет поста, так же приходить к Богу? Почему недостаточно от нас одних хороших намерений и стремлений? Почему надо обязательно воздерживаться от пищи и повседневных развлечений? Здесь всё объясняется естественными свойствами. Душа и тело человека тесно связаны и влияют друг на друга. Например, плотно наевшись или выпив алкоголь, мы с трудом можем решить какую-нибудь задачу, которую в другое время с легкостью осилили бы. Или, если мы весь день развлекались или бездельничали, вечером с трудом можем себя заставить подумать о чем-то серьезном или решить сложные проблемы. Поэтому любой пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности (ничегонеделания).
Наступило время Великого поста.
Дорогие братья и сестры!
18.03.2024 г.
2) Плоды поста.
Пост Богу не нужен. Пост нужен нам. До грехопадения человек был гармоничным и жил в гармонии с Богом. Его плоть подчинялась душе, душа – духу, а дух устремлялся к Богу. После грехопадения человек изменился: плоть вышла из-под контроля души душа – духа, а дух вместо устремления к Богу стал устремляться к мирским греховным удовольствиям. Когда человек правильно соблюдает христианский пост, он подчиняет свою плоть душе, а духом сильнее устремляется к Богу (старается чаще и искренней молиться, чаще посещать храм, совершать больше добрых дел и пр.).
5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки исключительно «на пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это может вылиться в то, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.
6) Внешнее поведение.
Следует избегать совершения подвигов напоказ, ради суетной славы, ради похвал. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф.6:16).
4) Доброделание.
Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных по окончании поста для поздравления с Пасхой.
Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу. Дела милосердия помогают нам обрести столь необходимое нам смирение.
3) Подготовка к Великому посту.
Поститься надо с рассуждением. Для этого необходимо заранее (для семейных людей на семейном совете):
а) определить порядок питания для детей и взрослых на всё время поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка; б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного